9 класс


Выполненные задания передавать через социальную сеть Вконтакте
https://vk.com/id589607229 Наталья Нестерова.



14.05.2020 Решение экологических задач
Задания:
1. Прочитайте текст раздела « Теоретические сведения»
2. Решите задачи
3.Запишите общий вывод, ответив на вопросы:
1. В чем сущность правила экологической пирамиды?
2. Какие виды экологических пирамид существуют?
3. Как и где вы можете использовать правила экологической пирамиды?
Теоретические сведения
Организмы, входящие в состав биогеоценоза, образуют сложную систему, в которой виды объединены пищевыми взаимодействиями. Благодаря трофическим связям в биогеоценозе осуществляется круговорот веществ, а  аккумулируется энергия и распределяется между видами.
Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему, носит название цепи питания. Разные  уровни питания в экологической системе называют трофическими уровнями. В основе цепи питания (I трофический уровень) лежат зеленые растения –продуценты. Второй трофический уровень – консументы I порядка (растительноядные животные), третий – консументы II порядка (плотоядные животные, поедающие растительноядных). Следующий трофический уровень - редуценты, которые разрушают отмершие тела.
Пищевые цепи в природе обычно включают не более 3-4 звеньев. Это обусловлено тем, что большая часть получаемой энергии (80-90%) используется организмами для поддержания жизнедеятельности. Именно поэтому каждое последующее звено в цепи питания меньше предыдущего в 10-12 раз. Эта закономерность носит название правило экологической пирамиды.
Экологическая пирамида отражает число особей на каждом этапе пищевой цепи, количество биомассы и заключенных в организмах энергии. В реальных условиях цепи питания перекрещиваются, образуя сети питания.
Примеры решения задач
Задача 1. Продуктивность планктона 500 г/м2. Какая площадь акватории необходима, чтобы вырос и выжил тюлень массой 60 кг, в котором 65% воды, в цепи питания: планктон à рыба à тюлень?                               
 Решение
Дано:
m тюленя =60 кг (из них 65% вода),
биопродуктивность 1м²
агроценоза –500 г/м2
­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________
S - ?
1.Определим процентное содержание сухого вещества в теле тюленя:
100%–65%=35% (сухого вещества в теле тюленя)
2. Определим содержание органического вещества в теле тюленя:        
                                              60кг   –    100%
                                                х       –      35%
    х = (60кг х 35%) : 100% = 27кг (вес органического вещества).
3. Определим количество сухой биомассы в первом звене цепи                   питания:               
                         планктон à рыба à  тюлень? 
                            2700кг         270кг        27кг
4.Определим площадь биоценоза, которая необходима для того, чтобы прокормить тюленя массой 60 кг на протяжении года:
                         1м² –0,5 кг биомассы,          
                         х м² –2700кг биомассы,
               х=2700кг: 0.5 кг/ м² =5400 м² =0,54га
Ответ: 0,54 га акватории необходимо, чтобы прокормить тюленя
массой  60 кг.

Задачи
 1. Составьте цепь питания ,если ее компонентами являются: жук, береза, дятел, ястреб.

2.Какой элемент отсутствует в приведенной ниже цепи питания:
    Трава ------ кузнечик ------ ? ----- филин     А) орел   Б) синица  В) дождевой червь   Г) волк                   
3.Используя правило экологической пирамиды, определите сколько потребуется планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон ----- нехищные рыбы ----- хищные рыбы ----- дельфин.Какая площадь акватории моря  нужна для того, чтобы прокормить чайку массой 1 кг (40% сухого вещества), в цепи питания: планктон à рыбаà чайка? Производительность планктона составляет 500 г/м2 сухой массы.

4. Продуктивность травяного покрова 400 г/м2. Какая площадь этого фитоценоза необходима для существования волка массой 30 кг, 50% в котором составляет вода, в цепи питания:
трава à кузнечик à заяц à волк?

5.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 4 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков -> мышь -> полевка -> хорек -> филин.

6.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки -> кузнечики-> лягушки-> змеи-> орел.
Отв

__________________________________________________________________
13.05.2020 Искусственные экосистемы.
Задание:§47 изучить, выписать понятие агроценоз, найти и записать ему определение, привести примеры

___________________________________________________________________

07.05.2020 Поток энергии и пищевые цепи.
Задание:  §46 изучить,
 1.выписать 3  и 4 абзац, Выписать понятия: пищевая цепь, пастбищная цепь, детритная цепь, круговорот веществ, найти и записать им определение.
2. Вопросы стрелка вправо и ПОДУМАЙТЕ! - письменно.
____________________________________________________________________________
06.05.2020 Трофические связи в экосистеме.
Задание:выполнить А1, А2 и А3.

А1. §45 стр.166-167 прочитать, выписать понятия трофическая связь, пирамида численности или биомассы , дать определение.

А2. 
1. Найдите хищников среди перечисленных растений и животных: омела, росянка , роза, кувшинка, снегирь, клест, ястреб , лещ, окунь , щука , буйвол, кенгуру, снежный барс , куница .

2. О каких отношениях идёт речь в стихотворении А.С. Пушкина?
   Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей,
   Страшатся щуки крокодила;
   От тигра гибнет волк, а кошка ест мышей,
   Всегда имеет верх над слабостью сила.

3.Между какими животными возникают конкурентные отношения?
1.Белка и заяц
2.Белка и куница
3. Белка и сойка

4.Найди паразитов среди перечисленных организмов: вьюнок, омела, росянка, роза, заразиха , одуванчик, папоротник, повилика , аскарида , сороконожка, бычий цепень , клоп , овод, клещ , майский жук, стрекоза.

5. Какие отношения являются симбиотическими?
Вьюнок – малина
Ель – белый гриб
Волк – лиса
Клубеньковые бактерии – бобовые

Заяц - белка

А3. Прочитайте текст «Экологические факторы» и текст «Конкуренция»,  выполните задания С1 - С2
Экологические факторы
         Организмы существуют в среде обитания. К ней относят условия живой и неживой природы, с которыми организмы взаимосвязаны и находятся в прямых или косвенных взаимоотношениях. Отдельные условия среды обитания, оказывают влияние на организмы, называются экологическим  факторами.
       По компонентам среды обитания различают биотические и абиотические экологические факторы. Абиотические факторы – все условия неживой природы: климатические (свет, температура, влажность, давление, соленость воды), почвенные (механическая структура почвы, её минеральный состав), орографические (рельеф местности).
       Биотические факторы- всё многообразие форм взаимодействия организмов друг с другом (влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных). Среди биотических факторов учёные в последнее время выделяют антропогенные факторы – разнообразные виды человеческой деятельности, приводящие к изменению природы как среды обитания других видов организмов и непосредственно сказывающиеся на их жизни (загрязнение среды обитания отходами, вырубка лесов, распашка степей, осушение болот). Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено масштабностью воздействия человека на окружающую среду. Так, в ходе промышленной деятельности человека среду поступают тысячи разных химических соединений, со многими из которых природа ранее не сталкивалась. Это воздействие можно приравнять к абиотическим факторам.
         Для нужд сельскохозяйственного производства человек уничтожает на больших территориях природные сообщества и создает агроценозы, состоящие из одного или немногих видов сельскохозяйственных растений и сопутствующих им сорняков и вредителей. Среди используемых растений и животных человек ведет искусственный отбор, который по последствиям отличается от естественного.
Задание С1
          Прочитай текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика экологических факторов» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
               Сравнительная характеристика экологических факторов
Признаки для сравнения
Абиотические факторы
Биотические факторы
Частью какой природы являются?
Неживой природы
3
Условия природы
2
Формы взаимодействия организмов друг с другом
1
Свет, температура, влажность, давление, соленость воды, минеральный состав почвы
Влияние животных на растения, растений на животных, микроорганизмов на растения и животных

Прочитайте текст «Конкуренция» и выполните задания С2
Конкуренция
          Между организмами разных видов, составляющими тот или иной биоценоз, складываются взаимовредные, взаимовыгодные, выгодные для одной и невыгодные или безразличные для другой стороны и другие взаимоотношения.
         Одной из форм взаимовредных биотических взаимоотношений между организмами является конкуренция. Она возникает между особями одного или разных видов вследствие ограниченности ресурсов среды.  Ученые различают межвидовую и внутривидовую конкуренцию.
           Межвидовая конкуренция происходит в том случае, когда разные виды организмов обитают на одной территории и имеют похожие потребности в ресурсах среды. Это приводит к постепенному вытеснению одного вида организмов другими, имеющим преимущество в использовании ресурсов. Например, два вида тараканов – рыжий и чёрный - конкурируют друг с другом за место обитания – жилище человека. Это ведет к постепенному вытеснению черного таракана рыжим, так как у последнего более короткий жизненный цикл, он быстрее размножается и лучше использует ресурсы.
           Внутривидовая конкуренция имеет более острый характер, чем межвидовая, так как у особей одного вида потребности в ресурсах всегда одинаковы. В результате такой конкуренции особи ослабляют друг друга, что ведет к гибели менее приспособленных, возникающая между особями одного вида за одинаковые ресурсы среды, отрицательно сказывается на них.    Например, берёзы в одном лесу конкурируют друг с другом за свет, влагу и минеральные вещества почвы, что приводит их к взаимному угнетению и самоизреживанию.
Задание С2
          Прочитай текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика видов конкуренции» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
Сравнительная характеристика видов конкуренции

Признаки для сравнения
Межвидовая
Внутривидовая
Количество взаимодействующих видов организмов
Два или более видов организмов
1
2
Схожие потребности
Одинаковые потребности
Примеры конкуренции
Два вида тараканов – черный и рыжий
3

________________________________________________________
30.04.2020 Экосистемная организация природы. Структура экосистемы.
Задание: §44-45 прочитать, выписать понятия  под ! знаком, дать определение, вопрос №2  на  стр.164   - письменно в тетради, привести примеры пищевой цепи (списать со стр.165-166)  
_____________________________________________________________________________
29.04.2020 Экологическая ниша. Структура популяций.Типы взаимодействия популяций разных видов
Задание: §41-42-43 прочитать, выписать понятия  под ! знаком, дать определение, вопрос   на сиреневом фоне на стр.161   - письменно в тетради  
__________________________________________________________________________
23.04.2020 Экология как наука. Экологические факторы и их влияние на организм
Задание:изучить  §39 -40 прочитать, выписать понятия ! на стр.149 и стр.153, дать определение. Стр.148-149 прочитать, выбрать тему (реферат или презентация на 14.05.2020).
_____________________________________________________________________________________

22.04.2020  Биотехнология: достижения и перспективы развития.

§27 прочитать, по  вопросу №2- подготовить сообщение в электронном виде.
Контрольная работа 
Популяционно-видовой уровень организации жизни

Часть А.К каждому из заданий А1-А30 даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. 
А 1 Вид – это:
1. совокупность особей, обладающих сходными признаками, скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, занимающих определённый ареал
2. совокупность особей, обитающих в сходных биологических условиях, не имеющих определённого ареала
3. совокупность особей, сходных по внешнему строению, но населяющих разные ареалы
4. совокупность популяций, занимающих разные звенья в цепи питания

А 2 Кто из натуралистов впервые определил критерии вида
1. Н.И.Вавилов   2. Т. Морган   3. Д.Рей    4. К.Линней

А 3 Экологический критерий вида – это сходство:

1. условий обитания особей                      3. всех процессов жизнедеятельности
2. генотипов особей вида                          4. внешнего и внутреннего строения


А 4 Сходство внешнего и внутреннего строения особей одного вида относят к критерию:
1. генетическому   2. Экологическому   3. Биохимическому    4. морфологическому

А 5 Генетический критерий вида – это:
1. сходство местообитания вида в природных условиях
2. сходство процессов жизнедеятельности у особей
3. характерный для каждого вида набор хромосом
4. общность распространения вида в природе

А 6 На основании какого критерия можно более точно определить принадлежность особи к определённому виду
1.физиологического   2. Экологического    3. Морфологического    4. генетического

А 7 Основная структурная единица вида:
1. род   2. Популяция   3. Тип   4. класс

А 8 Особей в одну популяцию объединяет:
1. изоляция   2. свободное скрещивание   3. наличие мутаций   4. размножение особей

А 9 Территория, занимаемая популяцией называется
1. биоценозом   2. Ареалом   3. Биотопом   4. экологической нишей

А 10 Причина колебания численности популяций:

1. наследственная изменчивость особей
2. естественный отбор
3. соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции
4. взаимоотношения между родителями и потомством


А 11 Жизнь популяции изучает наука:
1. биология   2. Биохимия   3. Экология   4. цитология

А 12 Популяцию образуют:

1. берёзы в одном лесу
2. маргаритки на одном газоне
3. кусты жасмина на одном приусадебном участке
4. все виды берёз


А 13 Раздел биологии, занимающийся описанием и классификацией организмов:
1. морфология   2. Экология   3. Эволюция   4. систематика

А 14 Наиболее крупная систематическая категория из перечисленных – это:
1. класс   2. Тип    3. Вид   4. Царство

А 15 Первое эволюционное учение создал:
1. Ж.Б.Ламарк    2. К.Линней     3. Ч.Дарвин    4. Г.Мендель

А16.  Наименьшая систематическая единица из перечисленных:
1. семейство    2. Класс   3. Царство    4. вид                                                           

А17.  К.Линней первый создал:
1. эволюционную теорию   2. Систематику   3. учение о биосфере   4. учение о клетке

 А18. Характерный для каждого вида набор хромосом - это

1. морфологический критерий вида
2. генетический критерий вида
3. физиологический критерий вида
4. географический критерий вида


А19. Популяция – это:

1.  основная структурная единица вида
2.  основная структурная единица рода
3.  основная структурная единица типа
4.  основная структурная единица класса


А20. Территория, занимаемая видом называется:
1. биоценозом   2. Биотопом   3. Ареалом   4. экологической нише

А21. Увеличение численности популяции связано с:

1. уменьшением ареала обитания
2. увеличением пищевых ресурсов
3. увеличением паразитов
4. уменьшением рождаемости



А22.Селекция – это наука:

1.О закономерностях наследования признаков;
2.О методах создания новых пород, сортов и штаммов;
3.О взаимосвязи организмов с окружающей средой;
4.О распространении видов на Земле.


А23. Назовите дикого предка лошадей.
1) тур 2) муфлон 3) тарпан 4) кабан

А24. Знание центров происхождения культурных растений необходимо для:
1.Подбора исходного материала для получения нового сорта;
2.Изучения движущих сил эволюции;
3.Создания средств защиты от вредителей;
4.Разработки способов защиты от действия мутагенных факторов.

А25. Назовите растения, родиной которых был Южноамериканский центр.
1) картофель, томаты, арахис;
2) рис, сахарный тростник;
3) соя, просо, чай;
4) маслины, чечевица, капуста.

А26. Назовите растения, родиной которых был Средиземноморский центр.
1) кукуруза, хлопчатник, какао, фасоль;
2) рис, сахарный тростник;
3) пшеница, рожь, виноград;
4) маслины, горох, капуста, лен.

А27. Собаки породы немецкая овчарка и собаки породы кавказская овчарка:
1.Разных семейств          2.Разных видов         3) одной популяции                    4) одного вида
                                         
А28.Примером межвидовой гибридизации может служить:
1.Сорт яблони Антоновка                                            3) мул
2.Анконская порода овец                                             4) украинская степная белая порода свиней

А29. Для получения полиплоидных сортов растений:
1.Проводят родственное скрещивание;
2.Кратно увеличивают число хромосом в клетках;
3.Скрещивают чистые линии;
4.Вызывают хромосомные мутации

А30. Покровительственная окраска заключается в том, что:
А) Окраска животных яркая и сочетается с их ядовитостью или неприятным запахом
Б) Окраска животного сливается с окраской окружающего фона
В) Тело покрыто пятнами неправильной формы и полосами
Г) Спинная сторона тела окрашена темнее брюшной.

Часть В
Выбери три правильных ответа
В1. Что относится к демографическим показателям популяции
1. свободное скрещивание особей
2. рождаемость
3. миграции
4. возрастной состав популяции
5. смертность
6. характерная окраска особей

Найди соответствие между первым и вторым столбцом
В2. Установите соответствие между признаком млекопитающего- бурого медведя и критерием вида, для которого он характерен.
П Р И З Н А К И                                                   К Р И Т Е Р И Й        В И Д А
А) зимой впадает в спячку                                          1) морфологический
Б) шерсть бурого цвета                       
В) распространён на территории                                2) географический
Европы, Сев. и Юж. Америки, Азии
Г) накапливает жир осенью                                         3) физиологический
Д) масса тела достигает350-500 кг.
А
Б
В
Г
Д






 В 3.Установите соответствие между признаком моллюска большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен.
П Р И З Н А К И                                                                                  К Р И Т Е Р И Й  В И Д А
А) органы чувств – одна   пара щупалец                                             1) морфологический 
Б) коричневый цвет раковины                                                               2) экологический
В) населяет пресные водоёмы
Г) питается мягкими тканями растений
Д) раковина спирально закрученная
А
Б
В
Г
Д






В 4 Установите правильную последовательность расположения систематических категорий, начиная с наименьшей.
А)  вид     Б) отряд     В) класс     Г) род     Д) царство     Е) семейство         Ж) тип
  
В 5. Из приведённого списка факторов выберите четыре признака, которые способствуют росту численности популяции.
1.обилие пищи              4. отсутствие хищников       7. неблагоприятные климатические условия
2. болезни                      5. обилие конкурентов          8. избыток территории
3. обилие паразитов      6. нехватка территории         9. благоприятные условия жизни.

 Часть С.
С1. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Борь­ба за су­ще­ство­ва­ние» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы.
1) В чём осо­бен­ность внут­ри­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние?
2) Что яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том меж­ви­до­вой борь­бы за су­ще­ство­ва­ние?
3) Ка­ко­во эво­лю­ци­он­ное зна­че­ние борь­бы с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми окру­жа­ю­щей среды?
БОРЬ­БА ЗА СУ­ЩЕ­СТВО­ВА­НИЕ
 Под на­зва­ни­ем борь­бы за су­ще­ство­ва­ние Ч. Дар­вин ввёл в био­ло­гию сбор­ное по­ня­тие, объ­еди­ня­ю­щее раз­лич­ные формы вза­и­мо­дей­ствия ор­га­низ­ма со сре­дой, ко­то­рые ведут к есте­ствен­но­му от­бо­ру ор­га­низ­мов. Ос­нов­ная при­чи­на борь­бы за су­ще­ство­ва­ние – это не­до­ста­точ­ная при­спо­соб­лен­ность от­дель­ных осо­бей к ис­поль­зо­ва­нию ре­сур­сов среды, на­при­мер пищи, воды и света. Учёный вы­де­лял три формы борь­бы за
су­ще­ство­ва­ние: внут­ри­ви­до­вую, меж­ви­до­вую и борь­бу с фи­зи­че­ски­ми усло­ви­я­ми среды. 
Внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние – борь­ба между осо­бя­ми од­но­го вида. Эта борь­ба наи­бо­лее оже­сточённая и осо­бен­но упор­ная. Она со­про­вож­да­ет­ся угне­те­ни­ем и вы­тес­не­ни­ем менее при­спо­соб­лен­ных осо­бей дан­но­го вида. На­при­мер, так про­ис­хо­дит кон­ку­рен­ция между сос­на­ми в сос­но­вом лесу за свет или сам­ца­ми в борь­бе за самку. В про­цес­се борь­бы ор­га­низ­мы од­но­го вида по­сто­ян­но кон­ку­ри­ру­ют за жиз­нен­ное про­стран­ство, пищу, убе­жи­ща, место для раз­мно­же­ния. Внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние уси­ли­ва­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции и уси­ле­ни­ем спе­ци­а­ли­за­ции вида.
 Каж­дый вид рас­те­ний, жи­вот­ных, гри­бов, бак­те­рий в эко­си­сте­ме всту­па­ет в опре­делённые от­но­ше­ния с дру­ги­ми чле­на­ми био­це­но­за. Меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние – борь­ба между осо­бя­ми раз­лич­ных видов. Её можно на­блю­дать во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях между хищ­ни­ка­ми и их жерт­ва­ми, па­ра­зи­та­ми и хо­зя­е­ва­ми. Осо­бен­но упор­ная борь­ба за су­ще­ство­ва­ние су­ще­ству­ет между ор­га­низ­ма­ми, ко­то­рые при­над­ле­жат к близ­ким видам: серая крыса вы­тес­ня­ет чёрную, дрозд де­ря­ба вы­зы­ва­ет умень­ше­ние чис­лен­но­сти пев­че­го дроз­да, а та­ра­кан прус­сак (рыжий та­ра­кан) – чёрного та­ра­ка­на.
От­но­ше­ния между ви­да­ми слож­ные, так как все виды в при­род­ных со­об­ще­ствах вза­и­мо­свя­за­ны. Вза­и­мо­связь может быть ан­та­го­ни­сти­че­ской и сим­био­ти­че­ской. Так, рас­те­ния не могут су­ще­ство­вать без со­жи­тель­ства с не­ко­то­ры­ми ви­да­ми гри­бов, бак­те­рий и жи­вот­ных.
Борь­ба с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми окру­жа­ю­щей среды про­яв­ля­ет­ся в раз­лич­ных от­ри­ца­тель­ных воз­дей­стви­ях не­жи­вой при­ро­ды на ор­га­низ­мы. Так, на про­из­рас­та­ю­щие в пу­сты­нях рас­те­ния вли­я­ет не­до­ста­ток влаги, пи­та­тель­ных ве­ществ в почве и вы­со­кая тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха.
Для эво­лю­ции зна­че­ние раз­лич­ных форм борь­бы за су­ще­ство­ва­ние не­рав­но­цен­но. Меж­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние ведёт к со­вер­шен­ство­ва­нию одних видов по срав­не­нию с дру­ги­ми. В ре­зуль­та­те такой борь­бы по­бе­див­шие виды со­хра­ня­ют­ся, а про­иг­рав­шие вы­ми­ра­ют. Внут­ри­ви­до­вая борь­ба за су­ще­ство­ва­ние вы­зы­ва­ет уве­ли­че­ние раз­но­об­ра­зия у осо­бей внут­ри­ви­до­вых при­зна­ков, сни­жа­ет на­пряжённость кон­ку­рен­ции за оди­на­ко­вые ре­сур­сы среды.
С2.  Дайте полный ответ на вопрос: В чём относительность географического критерия вида?
С3. Ис­поль­зуя со­дер­жа­ние тек­ста «Воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­ле­ний у жи­вот­ных и их от­но­си­тель­ный ха­рак­тер» и зна­ния школь­но­го курса био­ло­гии, от­веть­те на во­про­сы и вы­пол­ни­те за­да­ние.
1) Что, по Ла­мар­ку, яв­ля­ет­ся при­чи­ной по­яв­ле­ния длин­ной шеи у жи­ра­фа?
2) Ре­зуль­та­ты какой че­ло­ве­че­ской де­я­тель­но­сти под­твер­ди­ли пра­виль­ность взгля­дов Ч. Дар­ви­на на дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра?
3) В каком слу­чае це­ле­со­об­раз­ность белой окрас­ки шер­сти зайца-бе­ля­ка будет от­но­си­тель­ной? При­ве­ди­те при­мер.
ВОЗ­НИК­НО­ВЕ­НИЕ ПРИ­СПО­СОБ­ЛЕ­НИЙ У ЖИ­ВОТ­НЫХ И ИХ ОТ­НО­СИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ХА­РАК­ТЕР
Био­ло­ги Ж.-Б. Ла­марк и Ч. Дар­вин по-раз­но­му объ­яс­ня­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния новых видов. Пер­вый по­ла­гал, что новые при­зна­ки у жи­вот­ных и рас­те­ний по­яв­ля­ют­ся в ре­зуль­та­те их внут­рен­не­го стрем­ле­ния к об­ра­зо­ва­нию новых при­спо­соб­ле­ний. Оно за­став­ля­ет ор­га­низ­мы упраж­нять­ся в до­сти­же­нии своих целей и, таким об­ра­зом, при­об­ре­тать новые свой­ства. Так, по мне­нию Ла­мар­ка, у жи­ра­фа, до­бы­ва­ю­ще­го пищу на вы­со­ких де­ре­вьях, по­яви­лась длин­ная шея, у уток и гусей – пла­ва­тель­ные пе­ре­пон­ки на ногах, а у оле­ней, вы­нуж­ден­ных бо­дать­ся, по­яви­лись рога. Кроме того, учёный счи­тал, что при­об­ретённые ор­га­низ­мом в ре­зуль­та­те упраж­не­ний при­зна­ки все­гда по­лез­ны и они обя­за­тель­но на­сле­ду­ют­ся.
Ч. Дар­вин, пы­та­ясь вы­яс­нить ме­ха­низ­мы эво­лю­ции, пред­по­ло­жил, что при­чи­на­ми по­яв­ле­ния раз­ли­чий между осо­бя­ми од­но­го вида яв­ля­ют­ся на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние и есте­ствен­ный отбор. В ре­зуль­та­те из­мен­чи­во­сти по­яв­ля­ют­ся новые при­зна­ки, не­ко­то­рые из них на­сле­ду­ют­ся. В при­ро­де между осо­бя­ми про­ис­хо­дит борь­ба за пищу, воду, свет, тер­ри­то­рию, по­ло­во­го партнёра. Если новые при­зна­ки ока­зы­ва­ют­ся по­лез­ны­ми для особи в опре­делённых усло­ви­ях среды и по­мо­га­ют вы­жить и оста­вить потом­ство, то они со­хра­ня­ют­ся есте­ствен­ным от­бо­ром и за­креп­ля­ют­ся в по­ко­ле­ни­ях в про­цес­се раз­мно­же­ния. Особи с вред­ны­ми при­зна­ка­ми «от­се­и­ва­ют­ся». В ре­зуль­та­те есте­ствен­но­го от­бо­ра воз­ни­ка­ют особи, об­ла­да­ю­щие но­вы­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды. Свои пред­по­ло­же­ния учёный под­твер­дил, на­блю­дая за ра­бо­той се­лек­ци­о­не­ров. Он об­на­ру­жил, что в про­цес­се ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра че­ло­век скре­щи­ва­ет осо­бей с опре­делёнными, нуж­ны­ми се­лек­ци­о­не­ру, при­зна­ка­ми и по­лу­ча­ет раз­но­об­раз­ные по­ро­ды и сорта.
Все при­спо­соб­ле­ния у ор­га­низ­мов вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в кон­крет­ных усло­ви­ях их среды оби­та­ния. Если усло­вия среды ме­ня­ют­ся, при­спо­соб­ле­ния могут утра­тить своё по­ло­жи­тель­ное зна­че­ние; иными сло­ва­ми, они об­ла­да­ют от­но­си­тель­ной це­ле­со­об­раз­но­стью.
Су­ще­ству­ет мно­же­ство до­ка­за­тельств от­но­си­тель­ной це­ле­со­об­раз­но­сти при­спо­соб­ле­ний: так, за­щи­та ор­га­низ­ма от одних вра­гов ока­зы­ва­ет­ся не­эф­фек­тив­ной, по­лез­ный в одних усло­ви­ях орган ста­но­вит­ся бес­по­лез­ным в дру­гих. При­ведём ещё один при­мер: му­хо­лов­ка бла­го­да­ря ро­ди­тель­ско­му ин­стинк­ту вы­карм­ли­ва­ет ку­ку­шон­ка, вы­лу­пив­ше­го­ся из яйца, под­бро­шен­но­го в гнез­до ку­куш­кой. Она тра­тит свои силы на «чу­жа­ка», а не на своих птен­цов, что спо­соб­ству­ет вы­жи­ва­нию ку­ку­шек в при­ро­де.



_________________________________________________________________________________

16.04.2020 Селекция микроорганизмов.

§26 изучить, отвечать устно на вопросы №1,3, по вопросу №2 подготовить сообщение в электронном виде. Вопрос на сиреневом фоне стр.99 - письменно в тетради

15.04.2020   Достижения мировой и отечественной селекции.
§26прочитать, по  вопросу №2- подготовить сообщение в электронном виде.



08.04.
2020
Основы селекции
§25 изучить,  выписать новые понятия, дать им определение, отвечать на вопросы устно. Реферат «Достижения мировой и отечественной селекции»
Для подготовки к экзамену:
Билеты № 1-14 повторить, №15-16 в отдельной тетради составить план ответа по вопросам
09.04.
2020
Основные методы селекции растений и животных.
§26 изучить, вопросы на стр.99 письменно:1 вариант - №1, 2 вариант- №2.


Дата
Тема
Задания
Ресурсы
02.04.
2020
История развития органического мира
§36-37 изучить, стр. 137 геохронологическую шкалу – в тетрадь, отвечать на вопросы устно: 1,2 на стр. 183 и на стр.141
Вопросы  на сиреневом фоне стр.133 и стр.141 - письменно в тетради
Учебник
Биология 9 В.В.Пасечник



01.04.2020
Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Учебник §35.
Прочитать, отвечать на вопросы устно: №1,3,4 на стр. 133
Вопрос №2 - письменно в тетради
Для подготовки к экзамену:
Билеты №1-12 повторить, № 13-14 в отдельной тетради
составить план ответа по вопросам
Учебник Биология 9 В.В.Пасечник



Комментариев нет:

Отправить комментарий