6 класс

05.05.2020 Этапы эволюции растительного мира. Освоение суши растениями.
Задание: прочитать текст, выписать что такое палеоботаника, переписать таблицы и схему.
Работы выслать до 8 мая.


Этапы эволюции растительного мира. Освоение суши растениями.
Палеоботаника - это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох.
По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.
В результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?”
И пытливый ум находит эти ответы.
“Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разные факты, им наблюдаемые”
Д. Хевелси.
Одни из первых существ на Земле не могли усваивать энергию света, были не способны к фотосинтезу. Фотосинтез – процесс получения энергии и образования органических веществ с помощью солнечного света. По мнению ученых, эти живые существа питались веществами древнего океана, которые были до их появления. Вещества заканчивались из-за их поедания, что привело к появлению существ, которые могли использовать энергию солнечного света для питания. Этими существами были цианобактерии, они относятся к царству бактерий, от них 2,5 млрд лет назад возникли первые растения.
Эти бактерии начали выделять кислород в атмосферу, так же как и растения впоследствии. Цианобактерии и растения стали пищей для организмов в биосфере, началом цепочек питания.
2,5 млрд лет назад в морях не было рыб, медуз и других привычных нам морских обитателей, задолго до появления динозавров атмосфера стала наполняться кислородом, практически весь кислород, которым сейчас дышат, образован фотосинтезом растений.
Растения стали развиваться, эволюционировать, начали появляться многоклеточные растения это были еще водоросли (смотри урок «Водоросли»). Начали появляться крупные водоросли, которые прикреплялись к морскому грунту (рис. 2), и в определенный момент они начали осваивать сушу – вышли на нее.
При выходе водоросли начали развиваться в нескольких направлениях. В одном направлении образовался отдел мохообразных.
Мхи похожи на водоросли, у них нет корней, к грунту прикрепляются ризоидами, нет возможности экономить питательные вещества, воду, из-за этого они легко высыхают.
Во втором направлении, после выхода на сушу растений, образовался отдел риниофиты. Риниофиты вымерли, о них только можно судить по ископаемым останкам (рис. 5), но дали продолжение живущим на данный момент растениям – отделу папоротникообразных.К ним относят папоротники, хвощи, плауны
Папоротникообразные размножаются спорами, хорошо приспосабливаются к окружающей среде, разнообразны, зависят от воды при размножении.
Гаметофит споровых растений образует не спермий, а сперматозоид (половая клетка со жгутиком), жгутик, которого может работать только в водной среде, необходима капля воды, чтобы он достиг яйцеклетки.

Семенные растения преодолели зависимость от воды при размножении. У семенных растений – спермий, клетки без жгутиков в отличие от папоротникообразных. Семенные растения – одни из наиболее совершенных представителей царства растений из-за своего разнообразия и сложного устройства. Покрытосеменные растения (цветковые) – венец эволюции царства растений.

 Таблица основные этапы развития растительного мира
Основные этапы
Характеристика этапов развития растительного мира
1.Появление первых одноклеточных организмов 
Первые одноклеточные растительные организмы появились на планете около 3,5 млрд лет назад. Жизнь зародилась в океане. Первые организмы были примитивными одноклеточными, не имеющими сформировавщегося ядра. Питались органическими веществами растворившимися в воде, поглощая их всей поверхностью своего тела.
2.Появление водорослей (появление фотосинтеза)
Около 3 млрд лет у некоторых организмов сформировались пигменты и они стали способны к фотосинтезу — созданию органических веществ из неорганических с использованием солнечных лучей. Около 1,5 млрд лет назад появились более развитые одноклеточные организмы. У некоторых появилось ядро, у других — ядро и хлоропласты. Органический мир поделился на одноклеточных животных и одноклеточные растения.
3.Первыемногоклеточ-ные растения
Около 1 млрд лет назад в морях от древних одноклеточных водорослей произошли первые многоклеточные водоросли.
4.Выход растений на сушу и первые наземные многоклеточные растения
Благодаря фотосинтезу на Земле появился кислород, и у организмов появилась возможность дышать. Из кислорода - озон, который стал защищать Землю от радиации. Благодоря этому растения стали развиваться на суше. Примерно 450-400 млн лет назад на суше появились первые многоклеточные наземные растения — это мхи и псилофиты. Они произошли от разных групп водорослей. Псилофиты не имели корней, стеблей и листьев. Их тело состояло из тонких ветвящихся цилиндрических образований. Псилофиты имели примитивную покровную и проводящую ткани (древесину, луб), размножались спорами.
5.Появление папоротникообразных и их господство
Около 400 млн лет назад было время господства разнообразных папоротникообразных, которые произошли от псилофитов. Тогда благоприятный климат для размножения древних папоротникообразных: развитие заростков и оплодотворение яйцеклеток сперматозоидами.
6.Появление семенных растений
Голосеменные растения появились более 300 млн лет назад, еще до того как папоротникообразные достигли своего господства. Возможно произошли от примитивных папоротникообразных. Около 250 млн лет назад климат стал холодным и засушливым. Папоротникообразные не смогли выжить и наступило время голосеменных растений. Покрытосеменные растения появились около 150 млн лет назад, их господство на данный момент связано с резким изменением климата и появлением более эффективного способа опыления с помощью насекомых




Таблица “Развитие растительного мира на Земле”.
Ступени развития
Среда обитания
Время возникновения
Возникновение жизни на земле
Водная
2-3 млрд. л. назад
Возникновение и господство водорослей
Водная
1,5 – 2 млрд. лет назад.
Выход растений на сушу
Наземно-водная
350-400 млн. лет назад.
Возникновение и господство папоротникообразных
Наземная влажная
300 млн. лет назад
Возникновение и господство голосеменных
Сухопутная
Свыше 200 млн. лет назад
Возникновение и господство порыто -семенных
Сухопутная
Около 120 млн. лет назад

 

Усложнение в строении органов растений основных групп
Бак­терии
Грибы
Водо­росли
Мохо­образ­ные
Папорот­никообраз­ные
Голосе­менные
Покрытосе­менные
НЕТ корней, стеблей, листьев, цветков, семян
ЕСТЬ стебель, листья
ЕСТЬ ко­рень, сте­бель, ли­стья
ЕСТЬ ко­рень, сте­бель, ли­стья, семя
ЕСТЬ ко­рень, сте­бель, листья, семя, цветок
______________________________________________________________________________

28.04.2020                        Контрольная работа № 2
Классификация покрытосеменных растений.
Часть А - содержит тестовые вопросы с одним вариантом ответа

А1. Почему пастушью сумку, дикую редьку, горчицу относят к семейству крестоцветных
(капустных)?
1.имеют стержневую корневую систему;
2.имеют сетчатое жилкование листьев;
3.их цветки четырехчленного типа, образуют соцветие кисть;
4.их цветки пятичленного типа, образуют соцветие корзинка.

А2. Систематика – это наука, изучающая:
1.происхождение растительного мира
2.строение живых организмов
3.приспособление особей к окружающей среде
4.Общие признаки родственных групп растений и групп животных.

А3. Трубчатые цветки встречаются у растений семейства:
1.мотыльковых  2.сложноцветных  3.крестоцветных  4.розоцветных.

А4. Соломина имеется у растений семейства:
1.злаков        2.лилейных        3.бобовых      4.сложноцветных

А5. Цветковые чешуи и цветковые пленки являются частями цветка семейства:
1.мотыльковых     2.лилейных     3.злаков     4.сложноцветных

А6. Для растений семейства бобовых характерно опыление:
1.ветром     2.насекомыми     3.самоопыление

А7. Растения семейства розоцветных отличаются от растений других семейств:
1.разнообразием плодов
2.сетчатым жилкованием листьев
3.наличием цветков с большим количеством пестиков
4.желтой окраской лепестков венчика

А8. Наиболее характерной особенностью растений семейства пасленовых является:
1.белая окраска цветов
2.сросшиеся венчик и чашечка
3.пятичленный цветок
4.стержневая корневая система.

А9. Соя относится к семейству:
1.злаковые     2.бобовые     3.пасленовые     4.крестоцветные

А10. У большинства растений семейства крестоцветных соцветие:
1.зонтик     2.колос     3.кисть     4.корзинка.

Часть В - в заданиях выбрать три правильных ответа.

В1. Для растения семейства бобовых характерно:
1.наличие в цветке венчика из 5 лепестков (лодочка, парус, весла)
2.наличие в цветке нектарников
3.образование плода боб
4.образование плода стручок
5.наличие на корнях клубеньковых бактерий
6.перекрестное опыление насекомыми.

В2. Назовите признаки растений (три правильных ответа)отдела Папоротниковидные:
1.оплодотворение происходит в водной среде
2.образуется обоеполый заросток
3.орган размножения –цветок
4.опыляются насекомыми
5.не имеют корней
6.на нижней стороне листьев образуются споры.

В3. Установите соответствие между растениями и семействами, к которым они относятся.
1.Вика                                                     А.Бобовые
2.Кукуруза                                              Б.Злаки
3.Пшеница
4.Рис
5.Соя
6.Фасоль
1
2
3
4
5
6







Часть С – дать развёрнутый ответ.
С1. Можно ли определить, к какому семейству относится данное растение, если оно еще не цветет и не образовало плодов?
С2. Найдите ошибки в этом ответе ученика и прокомментируйте их.
Растения семейства Бобовые имеют правильный пятичленный цветок, плод стручок и мочковатую корневую систему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий